Всем нам известно, что дороги в России далеки от совершенства. Разумеется, что для более долгой и комфортной эксплуатации автомобиля необходимо все дорожные неровности по возможности амортизировать. В современном автотранспорте эту роль играют сразу несколько узлов. В нашей статье мы рассмотрим самый рациональный способ амортизации, которым является выбор пружины, подходящей под ваш стиль езды. Для того, чтобы лучше понять как выбрать оптимальную пружину, необходимо знать хоть немного о процессе производства.
Амортизационные пружины изготавливаются из круглых стальных прутков. В России обычно для производства пружин используется сталь 60С2ГФ, а в иностранных компаниях сталь с повышенным содержанием хрома-кремния и хрома-ванадия. Сначала пруток подвергается снятию верхнего обезуглероженного слоя. Эта операция необходима для приведения прутка до требуемого диаметра. Далее пруток нагревается и навивается спиралью на специальные формы. После нагрева с полученной спирали требуется сбить окалину, для этого поверхность пружины подвергается «обстрелу» стальной дробью. Эта операция позволяет также повысить износостойкость пружины увеличением прочности поверхности. После этого длина пружины уменьшается посредством сжатия. Сжатие до «мертвой точки» позволяет уменьшить длину до нескольких десятков миллиметров.
Готовая пружина отправляется на контроль статической нагрузки. Именно этот контроль определяет качество изготовленной пружины. В процессе контроля измеряется сжатие пружины при определенных нагрузках. В зависимости от полученного результата всем пружинам, попадающим в определенный допуск от нормы присваивается соответствующий класс. Класс «А» присваивается пружинам, превышающим норму, а класс «В» – не доходящим до нормы.
После контроля все пружины обязательно маркируются в зависимости от класса, причем у разных производителей используется разная маркировка. При замене пружин необходимо, чтобы они заменялись парно и принадлежали одному классу. Это очень важно для безопасной работы автомобиля.
Но даже знание маркировки и других тонкостей не поможет определить – новая пружина или уже бывшая в употреблении. Кроме как в производстве, оборудования, применяемого при контроле статической нагрузки, найти нигде нельзя. Самый оптимальный способ проверки пружин – сравнение дорожного просвета с номинальным.
Немного затронем тему тюнинга. Многие автолюбители для придания автомобилю некоторых спортивных характеристик режут пружину. Не могу сказать, насколько это эффективно, но точно ничего хорошего не принесет. Обычно порезка пружин производится в кустарных условиях, в результате пружина может начать болтаться, автолюбитель будет вынужден ограничить ход подвески. Также при обрезке обычно удаляется опорный виток, отсутствие которого нарушает правильное сжатие пружины, что приводит к повышению нагрузок, а, следовательно, более быстрому износу и приобретению новых пружин. А вот стремление задрать зад своей девятки среди автолюбителей пропало, да и резиновые вкладки уже не используются так часто, так как их использование лишь ненадолго отодвигает разрушение автомобиля.