Опубликовано: 05 декабря 2011
соответствии с требованиями ГОСТа каждый автомобиль должен быть оборудован звуковым сигналом, однако об их параметрах никакой информации.Вроссии все что не запрещено, то разрешено. В результате на дорогах появилось изобидие «тачек» с «крякалками». По ГОСТу Р 50574-93 спецсигналами таковые не являются, поэтому нарушений в распугивании участников дорожного движения такими сиренами не усматривается. Напротив, учитывая низкий уровень культуры на российских дорогах, такая «крякалка» – чуть ли не панацея для приведения в чувство хамоватых водителей и, следовательно, предотвращения ДТП (как и прописано в Правилах дорожного движения).
Однако, большинство штатных звуковых сигналов, особенно на ВАЗовских моделях, слабоваты, несмотря на, вроде бы, приятное звучание. Да и чем старше авто, тем слабее становиться его «голос» и никакие ремонты сигналов и регулировки уже не спасают. Бывает, что и сами клеммы сигнальных элементов просто приходят в негодность из-за сильной коррозии. Выход один – замена. И вот тут-то и всплывает вопрос: на что? Вариантов масса. Можно поставить обычные «мембраны», подешевле и попроще. А можно сложные, комплексные с воздушным выдувом и музыкальными рожками. Такие «гудки» не оставят равнодушным ни одного сотрудника ГИБДД – у сигнала должна быть основная неизменная частота (хотя, в рамках требований ГОСТа они тоже не являются спецсигналами). На подержанные иностранные модели автомобилей оригинальный сигнал стоит довольно дорого, вот и приходится владельцам комбинировать и импровизировать из того, что продается в магазинах запчастей страны. Как правило, предпочтенье отдается парным сигналам из-за богатого выбора и более громкого звучания. Вкратце рассмотрим основные отличия изделий разных фирм друг от друга.
- В магазинах Москвы, наряду с отечественными Лысковскими (фото 2), на прилавках лежат FIAMM (фото 3) с различающимися надписями о стране изготовителе на изделии и ценнике. Еще есть похожий на них, но безымянный, сигнал без опознавательных знаков (фото 4), арабско-тайваньский шедевр (фото 5). Можно купить также комплект рожков с компрессором (фото 12). В Подольске, в автосалоне «Кемп» можно купить турецкие «HI-DO» (фото 6, 7). Стоимость всех наборов минимальна и не превышает суммы в 350 рублей. Рожки с компрессором, естественно, подороже. Цена на более менее «навороченные» изделия дороже в разы. В ТД «Апико» «Мицуба»(мэйд ин Джапан) можно купить в ценовом диапазоне от 1750 до 5500 рублей (фото 8, 11). Сравнивая звуковые сигналы, следует обращать внимание еще на две основные характеристики – удобство монтажа изделия и ток, потребляемый им. Не всегда большой ток полезен для барабанных перепонок человека и электрооборудования автомобиля.
- Человеческое ухо воспринимает широкий диапазон звуков. Минимально воспринимаемая амплитуда отличается от максимальной во много раз. Например, часы, тикая, выдают 20 дБ, пневматических молот – 90 дБ, двигатель реактивного самолета – 140 дБ. Часть приобретенных сигналов, судя по описанию, дают на выходе 110 дБ, а некоторые и все 115. Наши уши неодинаково воспринимают интенсивность звукового сигнала на разных частотах, вот почему оценивать звуковые параметры пришлось экспертам, которые после испытаний долго ходили со звоном в ушах. Недаром во всех инструкциях к мощным сигналам запрещено находиться к ним на расстояние ближе 1 метра, во избежание нанесения ущерба здоровью.
- Больше похожими на «наши» – «шестерочные» по всем характеристикам оказались японские FIAMM, хоть и звучат они громче. Отпугивающий звук на уровне рефлексов – у HN047. HN103 сигналит как пароход на реке. Из дешевых изделий по таким параметрам как напористость и гармоничность звука победили турецкие HI-DO. Не удивительно, ведь они сделаны в стране, где обожают громкий аккомпанемент труб и барабанов.
- Минимальным потреблением тока завоевали себе лидерство «японцы» «Мицуба MBR HORN», два изделия которых потребляют ток равный потребляемому одним «Волжским» или «ВАЗовским» сигналом. И это при значительно более громком звучании. Малогабаритные «ALPHA HORN», выдают чистый и сильный звук, слышимый за 1000 метров даже в лесу, тоже при сравнительно малом потребляемом токе. Менее 6 А на оба сигнала. «ARENA II» не изменяет своему названию – «ревет»как на стадионе и имеет «прикольный» режим затухания сигнала. В некоторых случаях не обойтись без установки коммутатора. Иначе может случиться не только отказ автосигнала, но и из-за огромного потребляемого тока (иногда более 25 А, с коммутатором чуть больше 6 А), будет нанесен непоправимый вред электропроводке. Если вы водитель огромного грузового тягача, то сигналы с самым благородным и громким звуком (115 дБ) «TRAD HORN» для вас.
- Музыкальные рожки в обычном режиме не могут похвастать громкостью. На любителя и оригинальный мотив «заложенный» в изделие. Хотя в режиме одновременного включения можно «дунуть» «серьезно». Основными недостатками сигнала являются сложный монтаж (компрессор, рожки, шланги) и солидный потребляемый ток (до 25 А).
- Недостатков при проверке на замыкание обмотки на корпус сигналов с двумя выводами выявлено не было. Реле в цепи можно не ставить только японским «MBR HORN» из-за малого потребляемого тока. Хотя для улучшения характеристик и сохранности контактов оно будет не лишним со всеми комплектами. Ходят слухи, что в середине 20 века сигналы на кремлевских «Чайках» и ЗИЛах регулировали музыканты настройщики, добиваясь благородности и особенности звучания. Те кто выбирает частоты для дешевых сигналов настоящего времени, похоже, выполняют противоположную задачу, делая звук таким, что его трудно не услышать и не вздрогнуть от несочетаемых аккордов. По сути, сам звук определяет интервал между нотами (см. таблицу). Прима – это не интервал, а фактическое совпадение нот. Звук у секунд, септим и тритонов напряжен, тревожен. У терций и секст напротив очень благозвучен. А вот что касается кварт и квинт, то они являются более пронзительными и «пустыми». Даже лидеры HI-DO, между собой не смогли образовать точного интервала, хотя и приблизились к большой терции. А вот «дорогущие» «TRAD HORN» практически на 100% попадают в малую терцию и выдают, поэтому, такой тембр. Очень близко по параметрам к ним «ARENA II» и «ALPHA HORN». Иначе говоря, наши уши не обманешь, не зависимо от того знаем мы как называются эти интервалы или нет. Хотите звук благороднее? Доплачивайте! Выбор за вами.